Недвижимость за рубежом > Журнал > Статьи

Налог на недвижимость в Китае: реформы уже на горизонте

Опубликовано: 05.06.2010. Фото: www.eeo.com.cn Версия для печати

Налог на недвижимость в Китае: реформы уже на горизонте Китайский рынок недвижимости испытывает в последнее время настоящий бум на фоне всемирного финансового кризиса – цены на жилье растут во многих городах, а правительство ищет меры по сдерживанию «мыльного пузыря». В качестве одной из действенных мер в этом направлении китайское правительство рассматривает введение ежегодного налога на недвижимость, который должен предотвратить спекулятивные настроения на рынке

Многие китайские домовладельцы испытали чувство тревоги, когда экономисты и политики начали обсуждать вероятность того, что центральное правительство введет налог на недвижимость, чтобы обуздать стремительный рост цен на жилье в некоторых регионах страны.

Согласно информации издания The Economic Observer,  годовой налог на недвижимое имущество китайских собственников будет опробован в четырех крупнейших городах Китая в этом году, и этот налог будет отличаться от налога на имущество.
Китайские власти планируют ввести налог на недвижимость в Пекине, Шанхае, Чунцине и Шэньчжэне в течение года, как раз в тех городах, где рост цен на жилье давно уже побил все рекорды. После того, как ставки налога будут опробованы в этих четырех городах, он будет применяться на национальном уровне.

Идея введения налога на недвижимость ранее обсуждалась только в отношении коммерческой недвижимости, но сегодняшние реалии вынуждают китайское правительство «примерить» их и к жилому сектору.

Налог на недвижимость в Китае – дискуссии продолжаются

Введение налога на недвижимость недавно обсуждалось китайскими  государственными структурами: Народным банком Китая,  Китайской Комиссией по регулированию банковской деятельности, Государственной администрацией по налогам, Министерством земельных и природных ресурсов, Министерством финансов и Министерством общественной безопасности.
Участники дискуссии пришли к единому мнению, что муниципалитеты страдают от недостатка доходов, и что центральное правительство не имеет иного выбора, кроме как разработать новый метод предоставления им стабильных источников бюджетных средств.

В некоторых китайских провинциях недавно было опробовано введение так называемого «макетного» налога на имущество для того, чтобы обеспечить доходы местным бюджетам. Но такой налог не оправдал ожиданий, т.к. обнаружились различные препятствия на пути его реализации, в том числе правовые препятствия и разногласия по поводу его расчета. К тому же, введение этого налога должно было быть одобрено Национальным народным конгрессом, а это длительный процесс.

Налог на недвижимость, напротив, является налогом на акт владения собственностью и будет существовать в виде временных правил. Пересмотр существующих правил требует одобрения только от Государственного Совета, что гораздо проще, чем процесс получения одобрения от Национального народного конгресса.

Другой фактор, который делает введение налога на недвижимость более привлекательным, заключается в том, что земельный налог не уплачивается из-за введения налога на недвижимость.

В соответствии с действующим Временным  положением о налоге на недвижимость 1986 года, владелец недвижимости на сумму до 1 млн. юаней обязан платить налог на недвижимость в размере 8400 юаней в год. Если недвижимость сдается в аренду и доходы от аренды составляют более 100000 юаней в год, то налог составляет 12000 юаней.

Новые правила взимания налога на недвижимость сегодня активно обсуждаются, и уже предложен ряд альтернативных подходов.

Согласно первому мнению, налоговые ставки должны  корректироваться,  и порог, с которого начинается уплата налога, должен быть рассчитан так, что лишь некоторые собственники должны будут его уплачивать.  По мнению разработчиков этой концепции, необходимо разработать прогрессивную шкалу налогообложения, такую, чтобы более дорогая недвижимость тарифицировалась по более высокой ставке налога, чем более дешевые объекты.

Наряду с учетом площади того или иного имущества, эксперты предлагают ввести новшество, которое заключается в том, что величина налога должна зависеть от количества объектов недвижимости, которыми владеет налогоплательщик. Некоторые считают, что владение третьим домом означает, что физическое лицо является инвестором в недвижимость, и, следовательно, его объекты должны облагаться налогом.

Авторы второй концепции ратуют за то, что следует просто ввести налог на недвижимость для всех домов, принадлежащим частным лицам.
Различия между этими двумя методами налогообложения заключаются в том, что идея введения налога на недвижимость для физических лиц, владеющими тремя и более объектами недвижимости, больше похожа на временный акт политики, направленной против быстрого роста цен на жилье.  Когда рост цен на жилье стабилизируется, государство может ликвидировать такой налог.

Если взимать налог на недвижимость со всех китайских домовладельцев, то такой налог фактически будет похож на ранее действующий налог на имущество, который не оправдал возложенных на него ожиданий.

На практике китайские власти ждут много трудностей в реализации взимания налога на недвижимость.

Например, если налог будет высчитываться исходя из стоимости жилья, то правительство должно будет сначала убедиться, что все города способны разумно определять стоимость недвижимости и что у них есть надежная система учета всей недвижимости, принадлежащей частным лицам. В более чем миллиардном Китае это будет сделать крайне проблематично.

Будет ли новый налог на недвижимость реально управлять рынком жилья?

Сегодня активно обсуждается в СМИ, действительно ли станет введение налога на недвижимое имущество в Китае стабилизирующим фактором в обуздании непомерного роста цен на жилье?

Поскольку введение такого налога совпало с бурным развитием китайского рынка жилья, некоторые эксперты, естественно, полагают, что налог снизит цены на жилье.  Некоторые даже подсчитали, что из-за упрощения текущей системы налогообложения застройщики понизят стоимость вводимого в эксплуатацию жилья. Но, с другой стороны, строительные компании, даже на фоне сокращения затрат, не обязательно передадут свои сбережения покупателям квартир.

Когда мы смотрим на то, как налоги на недвижимое имущество реализуются в других странах, то налог преимущественно расценивается как источник дохода для местных органов власти и не является действующим механизмом для стабилизации цен на жилье.

Для тех инвесторов, которым принадлежат множество объектов недвижимости, налог на недвижимое имущество увеличит стоимость владения имуществом, и, возможно, вынудит их продавать часть своих недвижимых активов, что может привести к понижению цен.

Однако, как пояснил чиновник из налоговой службы Пекина, китайская налоговая политика нейтральна и больше направлена на обеспечение дохода бюджета, чем на оказание очевидного эффекта на цены. По его мнению, на рост цен большее влияние оказывает ипотека.

Поэтому, хотя и неизвестно, какой эффект на цены окажет новый налог на недвижимость, можно с точностью утверждать, что он безусловно увеличит доходы муниципалитетов. По сравнению с налогом на недвижимость, сегодняшние действующие налоги не могут реально обеспечивать доходом местные власти.

Налог на имущество принес в качестве доходов свыше 80 млрд. юаней для китайского правительства в 2009 году. Но налог на недвижимость принесет еще больше.

По словам китайского чиновника, если налог не будет применяться к жилой недвижимости, то такой налог нельзя реально считать налогом на недвижимость. Если все жилые объекты будут включены в налогооблагаемую базу, то, несомненно, такой налог станет одним из основных компонентов в китайской системе налогообложения.

По его словам, в настоящее время коэффициент урбанизации Китая составляет 50 процентов и достигнет 60 процентов в течение следующих 10 лет.
Количество людей, включенных в это 10-процентное увеличение городского населения, равно населению небольшой страны.
Учитывая то, что большое число сельских жителей переезжают в города, спрос на жилье будет значительно увеличиваться, создавая тем самым значительный рост реальных доходов с налога на недвижимость, который будет тогда служить основным источником доходов для местных органов власти, особенно окружных и районных уровней.

По материалам статьи: Bi Xi Si. A Property Tax is Coming ... But Not as We Know It // Economic Observer. 2010. 1 May.

Влад Люблийнер

Источник: www.zagranhouse.ru




Горячая недвижимость в Китае

Вилла в Улцине, Черногория

699 000 €

Площадь: 450 м2 Подробнее
недвижимость за рубежом

Создайте бесплатный аккаунт

Тогда Вы сможете:

  •   - получать на почту новые объекты по заданным вами параметрам;
  •   - добавлять понравившиеся объекты в избранное;
  •   - задавать вопросы экспертам и получать бесплатные консультации
  Присоединяйтесь сегодня!